28 апреля по инициативе Международной организации труда (МОТ) отмечается Всемирный день охраны труда – международная акция по развитию идей безопасного и достойного труда. Общероссийский Профсоюз образования поддерживает данную инициативу и призывает региональные, межрегиональные организации Профсоюза присоединиться к проведению Всемирного дня охраны труда, который в нынешнем году пройдет под девизом «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов».
Международная организация здоровья причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в нынешнем веке. Все больше работников подвергаются воздействию психосоциальных рисков, возникающих в организации труда и в трудовых отношениях из-за усиления напряженности современной трудовой жизни. Последствием таких рисков являются производственный стресс, чувство беспокойства и тревоги, депрессия и другие нарушения психического здоровья.
Согласно исследованиям проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные неурядицы. Стрессовые воздействия могут стать и причинами опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
Педагогические работники в наибольшей степени подвержены профессиональному стрессу, который может принести ущерб здоровью не только самому учителю, но и нанести вред ученикам, а также поставить под угрозу качество и эффективность образовательного процесса.
Изучение особенностей профессиональной деятельности педагогов свидетельствует о том, что в качестве негативных факторов, кроме превышения рабочего времени (36 часов в неделю), имеют место такие, как высокое нервно-психическое напряжение, длительное вынужденное положение тела, интенсивная голосовая нагрузка, значительное напряжение органов зрения и другие факторы.
Особое внимание обращает на себя внимание симптомы, характеризующие «эмоциональное выгорание», такие как головная боль (70,4%), раздражительность (56,3%), нарушение сна (50,5%), депрессивное состояние (48,1%), повышенное давление (47,3%).
Наличие симтомов «эмоционального выгорания», негативные факторы профессиональной среды, конфликты на рабочем месте способствуют тому, что 72,3% педагогов отмечают сегодня ухудшение своего здоровья, 56,2% - ухудшение зрения, 49,8% - высокое артериальное давление, 74,8% - частые простудные и хронические заболевания. Это требует более серьезного отношения к сохранению здоровья учителей, преподавателей и поиску путей их оздоровления.
Особое профессиональное значение имеет патология голосового аппарата преподавателей. По данным различных источников профессиональными заболеваниями голосового аппарата страдают от 32,6 до 53,2% преподавателей.
Центральный Совет Профсоюза поддерживает инициативы Пермской и Ставропольской краевых, Северо-Осетинской и Марийской республиканских, Кемеровской, Архангельской, Мурманской, Самарской областных и других региональных организаций Профсоюза, направленные на изучение вопросов профилактики здоровья, в том числе связанных с нервно-эмоциональными, психическими нагрузками и стрессами, которые присутствуют в повседневной деятельности работников образования, а также с принятием профилактических мер.
Образовательная организация, как рабочее место учителя и для учеников, должна быть безопасной, здоровой и благоприятной для преподавания и обучения. Важно, чтобы работодатель (руководитель организации) проводил консультации, советовался с представителями трудового коллектива или профсоюзной организации по вопросам, касающихся безопасности и здоровья работников, привлекал их к активному участию.
Платформой для такого взаимодействия могли бы быть стать такие важные направления деятельности по охране труда и здоровья в образовательных организациях как:
- специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочих местах образовательных организаций. Именно здесь, при подготовке и проведении СОУТ, можно реально установить факторы риска путем идентификации потенциально вредных производственных факторов, включая фактор напряженности трудового процесса;
- обязательные медицинские осмотры работников образования, учитывая при этом, что основными заболеваниями работников образования являются функциональное перенапряжение отдельных органов, в том числе органов зрения; психосоматические заболевания, такие как синдром «эмоционального выгорания»; физические перегрузки и варикозная болезнь нижних конечностей.
- внимание к оценке собственного здоровья с позиций здоровьесбережения с учетом выполнения полного набора медицинских исследований, в том числе индивидуального биохимического, клинико-соматического и других статусов человека.
Такой подход позволит обеспечить профилактику заболеваний и снизить до минимума тяжесть болезненных проявлений работников.
Как сформировать культуру управления стрессом на рабочем месте, как минимизировать его воздействие, как создать благоприятные условия труда на рабочих местах – ответы на эти и другие вопросы должны быть сформулированы в рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню охраны труда.
В ходе подготовки и проведения Всемирного дня охраны труда Общероссийский Профсоюз образования рекомендует региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза, техническим и внештатным техническим инспекторам труда, уполномоченным по охране труда профкомов образовательных учреждений, членам комитетов (комиссий) по охране труда:
- изучить вопросы, связанные с охраной здоровья, в том числе в результате воздействия стрессовых ситуаций;
- организовать проведение круглых столов, мониторингов, анкетирования, собеседований с членами профсоюза, коллегами по вопросам, связанным с улучшением профилактической работы по обеспечению здоровья работников образования;
- провести профсоюзные собрания с данной повесткой дня;
- направить, в случае необходимости, в соответствующие организации коллективные обращения, заявления, предложения по принятию конкретных решений в части укрепления здоровья работников.
ЦС Профсоюза выражает уверенность, что мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда, будут служить руководством к действию работодателей и профсоюзных организаций для принятия мер, направленных на охрану труда, укрепление здоровья и предупреждение профессиональных заболеваний работников образования.
Дудин В.Н,
заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования